Сургут, Проспект Комсомольский, 36/2 офис 306

график работы: пн-пт: 09.00 - 17.00;
обед: 12.00 - 13.00 ; сб, вс: выходной

+7 (3462) 787-130 +7 (3462) 66-30-50

konsalting-a@mail.ru

Как отличить «розницу» от «поставки» или «опта»?

ФНС России в письме от 30.12.11 № ЕД-4-3/22628@ назвала признаки, которые позволяют отличить договор розничной продажи и поставки при решении вопроса о возможности применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Чиновники напомнили, что одним из условий применения «вмененки» в отношении розничной торговли, является реализация товаров по договорам розничной купли-продажи через объекты стационарной или нестационарной торговой сети (ст. 346.26 и 346.27 НК РФ). Далее авторы письма проанализировали нормы Гражданского кодекса РФ, посвященные договору купли-продажи.

 

 

Так, в статье 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По договору поставки, в отличие от договора розничной купли-продажи, поставщик-продавец обязуется передать покупателю товары для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Торговля товарами на основании договоров поставки относился к оптовой торговле и на ЕНВД не переводится.

К розничной торговле в целях применения ЕНВД относится предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Последнее означает, что приобретенные товары не будут реализованы или использованы в процессе предпринимательской деятельности. Однако продавец не обязан контролировать, как именно покупатель использовал товары.

Как разъяснил ВАС РФ, при квалификации отношений сторон нужно исходить из соблюдения признаков договора, независимо от его наименования, названия сторон либо способа передачи товара. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение товаров для обеспечения деятельности организации или предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

Однако, если эти товары приобретаются у розничного продавца, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ 22.10.97 № 18). Из сказанного следует, что особый статус покупателя (например, бюджетное учреждение) не может свидетельствовать об осуществлении розничной торговли. Главное – цель приобретения товаров.

Следует учитывать, что при совершении договоров розничной купли-продажи и поставки составляются разные документы. Так, при реализации товаров в розницу продавец выдает покупателю кассовый (товарный) чек или иной документ, подтверждающий оплату (например, эксплуатационную или гарантийную документацию на товар, в которой сделана отметка об оплате).

Если же заключается договор, в котором определяется ассортимент товаров, сроки их поставки, порядок и форма расчетов, а также оформляются и передаются покупателю накладные, счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то такая деятельность относится к оптовой торговле.

И еще один момент, он касается поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 9 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ). К таким отношениям применяются правила договора поставки (п. 2 ст. 252 ГК РФ). И в отличие от розничного договора купли-продажи, который является публичным договором (розничный продавец должен продать товар каждому, кто к нему обратится), договор на поставку товаров по госконтракту заключается только по результатам конкурса или других специальных процедур.

Таким образом, реализация товаров по договорам поставки, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, а также по госконтрактам (муниципальным контрактам) не переводится на ЕНВД, а облагается налогами в рамках общей системы либо УСН.

 

Приложение № 1

Письмо ФНС России от 30.12.2011 № ЕД-4-3/22628@
«О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям»

В связи с многочисленными обращениями налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Согласно статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

В соответствии со статьей 346.27 Кодекса под розничной торговлей для целей главы 26.3 Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Таким образом, одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является реализация товаров по договорам розничной купли-продажи через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети.

Статьей 492 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором.

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ).
В отличие от договора розничной купли продажи по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 постановления от 22.10.1997 № 18, квалифицируя правоотношения при реализации товаров необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.

При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

Однако в случае, если данные товары приобретаются указанным покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Из данных разъяснений следует, что особый статус покупателей по договорам - бюджетных учреждений, которые являются некоммерческими организациями, созданными согласно статье 120 ГК РФ для определенной деятельности некоммерческого характера, не свидетельствует об осуществлении розничной торговли, поскольку в данном случае товары приобретаются для обеспечения их уставной деятельности, что исключает признак договора розничной купли-продажи - использование товара для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля характеризуется приобретением товара именно в торговой точке по розничной цене.
В этой связи к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. не для последующей реализации или использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ) либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли.

При этом следует иметь в виду, что Кодекс не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

В этих условиях, например, если при реализации товаров продавец выдает покупателю кассовый и (или) товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара (например, эксплуатационную или гарантийную документацию на товар, в которой сделана отметка об оплате), то такая реализация признается розничной торговлей.

Если в целях реализации товаров, например, заключаются договоры, в которых определяются ассортимент товаров, сроки их поставки, порядок и форма расчетов за поставляемые товары, а также оформляются и передаются покупателям накладные, счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то такая деятельность относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли.

Кроме того, необходимо отметить, что с 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), который применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 9 данного закона определено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Согласно пункту 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

При этом, следует также иметь в виду, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки по муниципальному контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности, указанных в статье 426 ГК РФ, и согласно Федеральному закону № 94-ФЗ заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.

Учитывая изложенное, деятельность по реализации товаров, в том числе, бюджетным и некоммерческим организациям на основе договоров поставки, а также муниципальных контрактов, содержащих признаки договора поставки, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Кодекса.

Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.2011 № 5566/11 (прилагается) и согласуется с позицией Минфина России и Минэкономразвития России по затронутому вопросу (письмо Минфина России от 16.11.2009 № 03-11-06/3/268).

Доведите данное письмо и Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.2011 № 5566/11 до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков, осуществляющих указанный вид деятельности.

Советник государственной гражданской 
службы Российской Федерации 2 класса 
Д.В. Егоров

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить